Банковский сектор РК находится в критическом состоянии - экономисты
Авторы Telegram-канала Risk Takers проанализировали финансовое состояние банков Казахстана. Для анализа были использованы исключительно открытые данные.
Всего в банковском секторе Казахстана 27 банков, активы которого составляют 26,12 трлн тенге. Ссудный портфель составил 54,6% от активов или 14,26 трлн тенге. Столь существенная разница в активах и ссудном портфеле является результатом ряда причин. Немаловажным фактором подобного разрыва стала высокая инфляция, а точнее базовая ставка НБ РК, которая составляет 9,25%.
Общий объём кредитов в экономике составил 13 трлн тенге. Большая часть из них в национальной валюте - 84,47% или 11 трлн.
Лидером из отраслей по объёму кредитов стала «промышленность» - 14%. Наименьший объём кредитования из отраслей в «связи» - 1%. В текущем году пяти из семи отраслей по концентрации кредитов показали снижение, что является одним из индикаторов приближающегося замедления экономического роста. Как мы понимаем, это может привести к росту стимулирования экономики правительством, что негативно отразится на инфляции и базовой ставке.
Рост кредитов за девять месяцев составил 2,3%, а краткосрочного экономического индикатора 4,7%. То есть экономика росла быстрее чем рос банковский портфель, даже с учётом инфляции в 3,3% (с начала года). В реальном выражении получается снижение на 1%.
Оценка страновых рисков банковского сектора
«При оценке странового риска была учтена непоследовательная политика НБ РК, а именно его нетранспарентность и смена режима. На данный момент в Казахстане официально декларируется СПОК (свободно плавающий обменный курс) однако фактически ЧПОК (частично плавающий обменный курс)», - отметили аналитики.Также, по мнению авторов канала, важным вопросом при оценке странового риска, стала высокая базовая ставка, в результате несогласованных действий правительства и НБ РК. Правительство готово и дальше стимулировать экономику, не смотря на её потенциал, в то время как Национальный банк вынужден повышать базовую ставку.
«В дополнение мы учли высокие концентрационные риски, а именно 33,1% активов всего банковского сектора являются активами одного банка. В случае технических неполадок, или иных видов сбоя, эффект для банковского сектора будет катастрофическим. Также в случае реализации любого из видов приостановления деятельности банка, фонд гарантирования депозитов и прочие организации не смогут ответить по своим обязательствам, что может привести к страновому дефолту. Помимо прочего, столь высокая концентрация активов в одном банке может привести к ослаблению влияния Национального банка. Например, в случае резкого снижения или увеличения открытой валютной позиции банком, который зависит от ожиданий казначеев/правления банка, регулятору будет сложней сглаживать шоки предложения на валютном рынке», - пояснили экономисты.
«При анализе банковского сектора, нами была учтена высокая взаимозависимость банков по активам и обязательствам. Данный тезис также подтверждается дефолтом нескольких БВУ (КИБ, Дельта, Цесна и другие), которые имели общих заёмщиков. Взаимозависимость по обязательствам стала результатом высокой доли государственного участия в экономике. Теоретически, в случае политических разногласий акционеров, с руководителями нацходилнгов или фондов, данные организации могут вынудить определенный банк объявить дефолт потребовав перевести все средства в другой банк.
Качество кредитов в экономике стало причиной существенного снижения среднего уровня рейтингов. Текущие показатели NPL (кредиты с просрочкой более 90 дней 9,34%), несмотря на то, что весьма вероятно занижены, являются рискованными для индустрии. Согласно официальной статистике каждый 11 заем в экономике являются неработающим. Однако подобный уровень может покрываться высокой процентной ставкой. По нашим оценкам, средневзвешенная процентная ставка по кредитам в национальной валюте составляет 15,4%. Высокие процентные ставки, в свою очередь являются одной из важных причин высокого NPL, и дестимулирования экономического роста. При учете странового риска, мы также полагались на оценки S&P, а именно на оценки BICRA (оценка станового риска банковского сектора). S&P, который имеет больший доступ чем мы, заключил, что в Казахстане чрезвычайно высокий кредитный риск в экономике и высокие экономические дисбалансы. Оценка BICRA для Казахстана составила 9 из 10 возможных (1 - низкие риски, 10 - чрезвычайно высокие риски). Для сравнения, у Узбекистана оценка BICRA - 8, а у Мексики - 4. Мы считаем, что банковский сектор находится в критическом состоянии. Даже если отдельный банк является устойчивым и имеет относительно хорошие показатели, в случае реализации негативного сценария в экономике или дефолта одного из крупнейших банков, банки с меньшим капиталом будут вынуждены объявить дефолт. Текущая ситуация в банковском секторе является причиной низкого суверенного рейтинга, снижает рейтинги каждому банку в отдельности и повышает стоимость фондирования», - заключили эксперты.